«Прерванная нить..?».Проект-победитель Грантового конкурса (“MUSEUMстан””,2008).Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья (Казахстан)

Авторы – Наталья Жиляева, Юлия Буданова

Одна из ключевых проблем в становлении гражданского общества – воспитание гражданственности. Гражданское образование должно содействовать культурному плюрализму, представляя его в качестве источника богатства человеческой цивилизации.

Казахстан – государство с уникальной полиэтнической структурой, сложившейся в результате массовых миграций начала – середины ХХ века. В такой мультикультурной среде жизненно важными были, есть и будут вопросы воспитания культуры межэтнического сосуществования и взаимодействия. Необходимо создание условий для достойной презентации культуры различных этносов всему гражданскому сообществу.

Довольно широко была представлена в последние 100 лет в Казахстане немецкая диаспора. И хотя последнее время численность немецкой диаспоры значительно уменьшилась, это не умаляет ценности немецкой этнокультуры и вклада представителей немецкого этноса в развитие Казахстана. В  связи с массовым оттоком немецкого населения, возникли проблемы с культурной этнической самоидентификацией молодых представителей немецкой диаспоры и с общей презентацией культуры немецкого этноса всему гражданскому сообществу. Разрушаются оставленные немецкие села, представители старшего поколения уходят. Вместе с ними навсегда исчезает мир немецких семейных традиций,  семейного уклада, составлявшего нравственный стержень многих поколений представителей немецкого этноса.

Идея выставки – показать оставленный мир семейных реликвий и воспоминаний, который еще хранит тепло рук, прервавших нить, и вызвать рефлексию у зрителя: «Утрачена ли навсегда традиция? Найдутся ли руки, чтобы связать прерванную нить?».

Для ее реализации была создана мобильная конструкция – стена дома. С наружной стороны стены по всей длине были расположены коллажи, на которых были использованы фотографии из семейных архивов немецких семей из Костанайской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областей от конца XIX века до 70-80-х годов ХХ века. Парадные семейные фотографии, свадебные и похоронные фотографии, наивные любительские фото. Лица детей, стариков, счастливых молодоженов –  своего рода большой семейный альбом. С обратной стороны стены – уголок дома, в котором  были приготовлены к отъезду, но затем оставлены бесконечно дорогие вещи, фотографии, письма, библии – старые затертые десятками рук прежних поколений и переписанные от руки. Всем этим вещам не оказалось места в новой жизни – на далекой исторической родине.

Для того, чтобы натолкнуть посетителя на размышления о судьбах культуры немецкого народа, была использована оппозиция старое-новое, ушедшее-живущее. Для этого были использованы два вышитых панно, расположенных в противоположных сторонах от предполагаемого оставленного дома, одно старое, вышитое лет 50 назад, и другое – новое, выполненное в излюбленном немецком стиле, на котором вышивка выполнена не до конца. Авторам хотелось добавить ноту оптимизма  в довольно грустную историю. Любой желающий посетитель может попытаться довышивать – буквально соединить прерванную нить культурной традиции.

Выставка работала в Костанайском областном историко-краеведческом музее,   Рудненском историко-краеведческом музее, Тарановском и Денисовском музеях Костанайской области, Акмолинском историко-краеведческом музее.